
В Азербайджане с каждым годом существенно увеличивается количество людей с деменцией. В виду национальных особенностей азербайджанские мужчины не занимаются готовкой домашней еды и как следствие более подвержены развитию деменции. Болезнь подкрадывается незаметно и делает человека инвалидом всего за пару лет, когда симптомы стали явными.
Приготовление домашней еды может снизить риск развития деменции более чем на четверть, показывает новое исследование. К такому выводу пришли ученые, статья которых опубликована в в журнале Journal of Epidemiology & Community Health.
Ученые выяснили, что люди, которые готовили с нуля как минимум раз в неделю, значительно реже сталкивались с этим заболеванием; наиболее выраженный эффект наблюдался у тех, кто ранее почти не имел опыта на кухне.
Что показало исследование
Ученые в течение шести лет наблюдали за 10 978 взрослыми в возрасте 65 лет и старше.
Участников попросили оценить свои кулинарные навыки, что позволило исследователям определить, как частота приготовления и опыт связаны с риском деменции.
У мужчин, которые регулярно готовили, риск деменции был ниже на 23%, тогда как у женщин он снижался на 27% по сравнению с теми, кто не готовил.
Поразительно, но больше всего выигрывали участники с ограниченными кулинарными навыками: у них риск был ниже на 67%. Исследователи предполагают, что это может отражать когнитивную стимуляцию, связанную с освоением новых навыков.
Авторы заявили: «Риск деменции снижался по мере того, как люди готовили чаще, и польза от готовки была особенно значимой для тех, у кого было мало кулинарного опыта.
«Создание условий, при которых люди смогут готовить еду в пожилом возрасте, может быть важно для профилактики деменции».
В исследовании оценивали уровень навыков участников по различным задачам, включая умение чистить фрукты и овощи и способность готовить рагу. Около половины участников сообщили, что готовят пять раз в неделю.
За шесть лет исследования у 1 195 участников развилась деменция; известно, что 870 из них умерли.
Ограничения, которые следует учитывать
Авторы отметили, что исследование носило наблюдательный характер, то есть не может доказать причинно-следственную связь.
Они также указали, что случаи лёгкой деменции могли быть пропущены в используемых регистрационных данных, а результаты могут различаться между культурами из-за различий в типах употребляемой пищи.
Как могут быть связаны питание и риск деменции
Это не первый случай, когда пища связывается с риском деменции. Отдельные исследования предполагали, что средиземноморская диета может снизить риск до 23%.
Ранее сообщалось, что «полезная для мозга» диета может замедлять физическое ухудшение, связанное с болезнями Альцгеймера и Паркинсона.
В крупном долгосрочном исследовании у тех, кто наиболее строго придерживался её, наблюдалась более медленная потеря клеток мозга и меньшее общее уменьшение объёма мозга на снимках — изменения, тесно связанные с ухудшением памяти и деменцией.
План питания, получивший название диета MIND (сокращение от Mediterranean–DASH Intervention for Neurodegenerative Delay), делает акцент на таких продуктах, как листовые зелёные овощи, ягоды, орехи, оливковое масло и рыба.
Ранее её уже связывали с более низким риском деменции, однако исследователи утверждают, что теперь у них есть доказательства: она помогает замедлять повреждения, ведущие к этим заболеваниям.
https://bakumedinfo.com/
| Следующая > |
|---|
Ведущий медицинский интернет-сайт Баку