Подростковая агрессивность, детская нежность или капризы - в общении с родителями в нас неизменно оживают забытые эмоции ранних лет жизни. Умение принять это возвращение в детство - признак зрелого человека. В общении с родителями просыпаются детские чувства и желания, удовлетворить которые мы (даже став взрослыми) так и не смогли. Осознав это, мы можем многое понять о себе.
Иногда пробуждение «детских» чувств нас смущает. «Мне становится неловко, когда я осознаю, что до сих пор ищу одобрения отца, - признается 38-летний Дмитрий. - По профессии он тоже архитектор, и я трудом представляю ситуацию, чтобы я сдал работу без того, чтобы к нему обратиться».
Пока мы маленькие, мы имеем право на безусловную любовь - просто за то, что мы есть у своих родителей. Взрослому человеку трудно рассчитывать на безусловные чувства, нам приходится «заслуживать» уважение, привязанность, любовь. Одобрение родителей позволяет ненадолго забыть о своей взрослости, получить отпуск от повседневного напряжения сил, переложить тревогу на другого - мудрого и доброжелательного — и ожидать его заботы.
Родители - нередко единственные свидетели нашего детства, те, кто помнит нас маленькими детьми. Встречаясь с ними, мы можем вновь почувствовать в себе ребенка, которым когда-то были, и вновь пережить ощущения детства.
Рядом с родителями мы становимся детьми и по-детски горячо переживаем их упреки («Что ж ты так давно не появлялся!»). Боимся огорчить и по-детски скрываем от них стоимость обновки, свои болезни и проблемы на работе. По-детски теряемся, не можем настоять на своем и под давлением родителей берем на себя ненужные обязательства.
Многим из нас трудно признаться себе в том, какие чувства на самом деле мы испытываем по отношению к собственным родителям: нежность, ярость, обиду, вину, гнев.
Мы пытаемся избегать конфликтов или вступаем в грубую конфронтацию - и все потому, что не смогли стать равноправными взрослыми людьми, которые могут заботиться о другом, не подавляя его, и позволять ему заботиться о себе.
Некоторые воспринимают отца и мать как властных, безапелляционных судей - трудно повзрослеть, если находиться рядом с ними постоянно.
Чтобы принять родителей, сначала необходимо от них отделиться. Так устроен человек: чтобы испытать какое-либо чувство вполне, мы должны быть знакомы с его противоположностью. Чтобы ощутить себя маленьким, взрослый человек должен представлять себе, что значит быть большим. Чтобы ощутить близость, привязанность, любовь, нужно получить опыт одиночества, отчужденности и, возможно, даже неприязни в общении с другим человеком.
Детство не знает альтернативы, для каждого это целый мир - прекрасный или ужасный, который нам подарили родители, и иного мы не знали. Этот мир не нужно было принимать особым усилием, он был просто дан. У кого-то это пространство отношений было наполнено любовью и нежностью, у кого-то — ревностью и обидами. В любом случае в сложных ситуациях каждый возвращается к тем первичным отношениям и чувствам, которые были в его детстве.
Регрессия, возврат в детство могут стать чем-то вроде эликсира молодости. Наши родители стареют, но, пока они живы, они словно стоят между нами и смертью. Если они живы, если родительский дом принимает нас, дает возможность почувствовать себя маленькими, это отдаляет нас от неизбежного конца жизни и укрепляет чувство безопасности.
www.bakumedinfo.com
< Предыдущая | Следующая > |
---|