Медицина в Азербайджане имеет древнюю историю, уходящую корнями вглубь тысячелетий. История врачевания в нашей стране имеет почти столь же древние корни, как и медицина Древнего Египта и Шумера.
Дело в том, что медицина -неизбежный спутник цивилизации, а высокоразвитая цивилизация в Азербайджане существует как минимум с IV тысячелетия до нашей эры - именно столько лет первым азербайджанским земледельческим поселениям в Гюльтепе, Мингечауре и Ханларе. Уже в те далекие времена местные врачеватели умели проводить очень сложные хирургические операции. Об этом свидетельствует обнаруженный на территории Азербайджана человеческий череп со следами трепанации, датированный VI-V тыс. до нашей эры.
БАХМАНЬЯР АЛЬ-АЗЕРБАЙДЖАНИ (умер в 1065/1066г).
Ученик Ибн Сины, зороастриец по-вероисповеданию и последователь философии Аристотеля в науке. В своем труде «ат-Тахсиль» («Познание»), Бахманьяр затрагивает ряд вопросов медицинской теории. Автор был хорошо знаком с медицинскими взглядами Абубекра ибн Закарии Рази, Али Ибн Аббаса, Абу Рейхана Бируни, аль-Кинди и других великих ученых Востока.
ИСА АР-РАГИ ТИФЛИСИ (XI в).
Выдающийся азербайджанский врач, живший в Тифлисе (Тбилиси). Известен своими комментариями к «Канону медицины» Ибн Сины.
КАФИЯДДИН ОМАР ИБН ОСМАН (XI-XII вв).
Родился примерно в 1080 г в государстве Ширваншахов (северо-восток современного Азербайджана). Основатель и руководитель медресе (высшей школы) «Мельхем», расположенной недалеко от столицы Ширвана г. Шемахи. Кафияддин был дядей (братом отца) выдающегося ширванского поэта Хагани Ширвани (1120-1199). В отрочестве поэт учился у дяди медицине и другие наукам. Хагани в своей поэме «Подарок двух Ираков» подробно повествует о Кафияддине Омаре, его учености и медицинской практике.
АБУ АБДУЛЛА МУХАММЕД ИБН НАМВАР ТЕБРИЗИ (1194-1245 гг).
Родился в городе Тебриз (Табриз) в Южном Азербайджане. Автор книги «Адвар аль-Хаммият» («Лекарства против лихорадок») и многих других медицинских трудов.
АБДУЛ-МЕДЖИД ТАБИБ (XIII в).
Автор произведения «Китаб аль-мудават» («Книга о лекарственных средствах», примерно 1275-1280). В книге говорится о лекарственных средствах, применяемых в психиатрии, неврологии, сексопатологии и т.д.
НАДЖМЕДДИН АХМЕД НАХЧИВАНИ (умер в 1253 г).
Родился в г. Нахичеване, написал обширные комментарии и разъяснения к медицинским и философским трудам Ибн Сины.
НАСИРЕДДИН ТУСИ (1201-1274 гг).
Основатель обсерватории в г. Мараге (Южный Азербайджан), ученый энциклопедист, автор более 100 произведений в области астрономии, географии, тригонометрии, медицины, этики и т.д. Ранние вехи его жизни связаны с иранским г. Тус, но большая часть научной деятельности связана с Азербайджаном, где он становится советником Хулаку хана—основателя империи Ильханидов. Известны медицинские труды Насиреддина Туси—«Рисалейи-Тибб» («Медицинский трактат») и «Джавахирнаме» («Книга о целебных минералах»). Ученики Насиреддина Туси создали ряд книг в области медицины и фармации.
РАШИДАДДИН (1247-1317 гг).
Выдающийся врач и историк исламского мира. Родился в г. Хамадане в семье еврейского врача. В возрасте 30 лет принимает ислам и переезжает в г. Тебриз—столицу Южного Азербайджана, где служит придворным врачом и визирем при дворе ханов из династии Ильханидов—Абага, Гейхату, Газана и Олджайту. В то время тюрко-монгольская империя Ильханидов с центром в Азербайджане была самым могущественным государством региона, подчинившим себе весь Иран, часть Ближнего Востока и Центральной Азии. Любопытно, что Ильханиды—потомки монгольских завоевателей—тратили огромные суммы на здравоохранение, образование, а также благоустройство своей столицы Тебриза и других городов империи. С этой целью они привлекали к своему двору выдающихся интеллектуалов из разных стран мира. Заручившись поддержкой Газан-хана и получив огромную сумму из государственной казны, Рашидаддин возводит в г. Тебризе целый квартал «Раби-Рашиди» («Квартал Рашидаддина») и грандиозный научно-медицинский комплекс «Даруш-Шифа» («Дом исцеления»). Квартал представлял собой целый городок, объединяющий в себе медицинские и учебные заведения, в том числе медресе (университет), больницы, аптеки, обсерваторию и библиотеку. Рашидаддин пригласил в «Даруш-Шифа» ведущих ученых и преподавателей из Китая, Индии, Сирии, Египта и других стран, а для библиотеки закупил десятки тысяч книг из разных стран мира. В медресе (университете) преподавали медицину, математику, астрономию, богословие, философию, историю, риторику, логику, этику и др. науки. Ежегодно сюда прибывало до 6-7 тысяч студентов из разных стран Востока. По-распоряжению и под редакцией Рашидаддина была составлена многотомная Всемирная История на персидском языке, над которой трудились ученые, специально приглашенные из разных стран мира. Рашидаддин также написал несколько трудов по-медицине, которые распорядился перевести на китайский язык.
МАХМУД ИБН ИЛЬЯС (XIII-XIV вв)
Уроженец Тебриза. Занимался медицинский практикой в Тебризе и Ширазе. Автор таких книг как «Гиясия» («Сравнение»), «Ельм ат-Тибб» (“Медицинская наука»), “Мухтасар ат-Тибб» («Краткий курс медицины»), «Инаят ат-Тибб» («Медицинское обслуживание»). Наиболее выдающимся его произведением является «Китаб аль-Хави фи ельм аль-мадави» («Всеобъемлющая книга по медицине»).
ЮСИФ ИБН ИСМАИЛ ХОЙИ (XIII-XIV вв)
Один из наиболее выдающихся врачей Востока. Родился в г Хой в Южном Азербайджане. Известен также под псевдонимом Ибн Кабир. В юношеские годы покинул Хой и направился в Багдад, где вскоре стал придворным врачом. В 1311 г Юсиф Ибн Исмаил создает фармацевтическую энциклопедию «Джам ал-Багдади» («Багдадский сборник»). Произведение считалось одной из самых блестящих книг по фармации, написанных на арабском языке. Его другое название— «Ма ла йаса ат-табиб джахлаху» («То, что необходимо врачу, для того, чтобы не увеличивать своего невежества». В книге описываются тысячи видов лекарственных растений, животных, минералов и многокомпонентных лекарственных средств.
МАХМУД ИБН МУХАММЕД ДИЛЬШАД ШИРВАНИ (XV в).
Этому врачу из Шемахи принадлежит авторство таких произведений как «Кямалнаме» («Книга совершенства») и «Мухтасар ат-Тибб» («Краткий курс медицины», 1437-1438).
МУХАММЕД ИБН МАХМУД ШИРВАНИ (1375-1450 гг).
Родился в азербайджанской области Ширван, затем переехал в Турцию, где работал придворным врачом и написал ряд произведений на турецком (османском) и старо-азербайджанском языках. Его самой выдающейся книгой является «Мюршид» («Наставник») - фундаментальное пособие в области офтальмологии. Кроме того, Мухаммед Ширвани является автором труда «Тохфейи-Муради» («Подарок Мураду») - книги о лечебных свойствах драгоценных камней и минералов. Труд был посвящен османскому султану Мураду II (1421-1451 гг). Мухаммед Ширвани перевел с арабского и персидского на турецкий и азербайджанский языки ряд фундаментальных книг в области медицины.
МИРЗА МУХАММЕД ТЕБРИЗИ (XV в).
Знаменитый азербайджанский врач из Тебриза, заслуживший, благодаря своему искусству, кличку «Фахруль-Аттиба» («Гордость врачей»). Его сын Аладдин был придворным врачом шаха Исмаила Сефеви.
АБУЛЬФАТ ТЕБРИЗИ (XVI в)
Придворный врач шаха Исмаил Мирзы Сафави (умер в 1557 г). Прославился как чрезвычайно искусный доктор. Абульфат был человеком очень маленького роста и заслужил кличку «Кичик Хаким» («Маленький доктор»). После смерти Исмаил Мирзы работал врачом при дворе Амир хана—правителя г. Тебриза.
АЛАДДИН ХАКИМ ТЕБРИЗИ (XV-XVI вв)
Один из врачей шаха Исмаила Сефеви. Автор словаря медицинских терминов «Камили-Алаи» (Совершенный словарь»).
ИМАДЕДДИН МАХМУД (XVI в)
Придворный врач Абдулла-хана Устаджлу—белербея (наместника) Сефевидов в Ширване в 1549 г.
ШЮКРУЛЛАХ ШИРВАНИ (ШИРВАНЗАДЕ ШЮКР, XVI в)
Врач из г Шемахи, изучал медицину в Каире и работал в Турции. Снискал прозвище «бедняцкий доктор», поскольку лечил бедняков бесплатно.
ЮСИФ ИБН МУХАММЕДЖАН КАРАБАГИ (умер в 1591 г)
Родился в Карабахе. Во время кровопролитной войны, которую Османская и Сефевидская империи вели на территории Азербайджана, эмигрировал в Среднюю Азию, где поселился в Самарканде. Автор комментариев к трудам Ибн Сины по медицине и философии. Преподавал в медресе г. Самарканда, где снискал славу «Великого Ахунда».
АБУ ТАЛИБ ТЕБРИЗИ (умер в 1606)
Руководитель крупной больницы в г. Казвине. Работал врачом в Казвине, Тебризе и Стамбуле.
ХЕЙДАР ХАКИМ (XVI-XVII вв)
Азербайджанский врач, работавший в индийском г. Агра при дворе Султана Акбара из династии Великих Моголов. Помимо основной профессиональной деятельности, писал лирические стихи на азербайджанском языке.
ХАКИМ МУХАММЕД АМИН (XVII в).
Уроженец Лахиджана—области в иранской провинции Гилан. Стремясь получит образование, направился в столицу Южного Азербайджана г. Тебриз. Там он изучил медицину под руководством известных врачей—Хакима Джабраила и Хакима Мухаммеда Багара. Некоторое время занимался медицинской практикой в Тебризе. Его клиника привлекала так много людей, что остальные лечебницы практически пустовали. В то время г. Тебриз находился под оккупацией войск Османской империи. Турецкий наместник г. Тебриза был уверен в необыкновенном таланте этого врача и часто пользовался его услугами. Мухаммед Амин любил путешествовать. Однажды он отбыл в Рум - так в то время азербайджанцы называли Европейскую часть Османской Империи. По-возвращении, он обнаружил, что Тебриз освобожден от османов войсками шаха Aббаса Сефевида—правителя Ирана и азербайджанца по происхождению. Мухаммед Амин направился ко двору шаха, чтобы выразить ему свое почтение, но будучи обескуражен и напуган холодным приемом монарха, немедленно отбыл из Тебриза в Гилан. Понять причину шахской неприязни нетрудно—возможно, Мухаммед Амина обвинили в сотрудничестве с оккупационными властями. Поэтому, в Тебриз он больше не возвращался, а направился прямиком в Индию, где устроился врачом у известного мецената Абдуррахима Хани-Ханана, чей двор снискал славу как «Мактаби-Хошмандан» («Школа интеллигенции»). Благодаря врачебному опыту, знаниям и душевным качествам, Мухаммед Амин снискал при дворе огромный авторитет.
ХАКИМ МУХАММЕД БАГАР (XVII в).
Родился и вырос в г. Тебризе—крупном культурном и медицинском центре Южного Азербайджана. Его брат, Мир Багар, был очень известным целителем и личным врачом шаха Аббаса Сефеви. Подобно своему брату, Хаким Мухаммед Багар обладал обширными знаниями в области медицины и других наук. Спасаясь от огня Османо-Сефевидской войны и в поисках лучшей доли он покинул Азербайджан и направился в Индию. Там, Мухаммед Багар поступил на службу к известному меценату Абдуррахиму Хани-Ханану, чья слава покровителя людей науки и искусства достигла самых отдаленных уголков Азербайджана. Хани-Ханан оказал Мухаммед Багару глубокое почтение и сделал его своим личным врачом. Хаким Мухаммад Багар прожил в Индии до конца жизни и, по свидетельству современников, накопил там немалые богатства.
ХАКИМ ДЖАБРАИЛ (умер в 1616 г).
Сын упомянутого выше Хакима Мухаммед Багара. Изучал медицину в Казвине и Исфахане, где накопил большие знания и опыт. Снискал всеобщую симпатию благодаря душевной доброте и щедрости. Завершив образование, возвращается в Южный Азербайджан и преподает медицину в медресе (высшей школе) «Дар аль-Иршад» г. Ардебиля. Однако через некоторое время и он отправляется в Индию искать счастья у мецената Абдуррахима Хани-Ханана. По неизвестным причинам пробыл он там недолго и вскоре отбыл в княжество Декан, где снискал покровительство Мухаммед Кули Гутбшаха, правителя г. Голкунды. Хаким Джабраил служил ему вплоть до самой смерти.
ИБРАГИМ ЗЕЙНАЛАБДИН ОГЛУ НАХЧИВАНИ (умер в 1649 г)
Врач из азербайджанского г. Нахичевани. Жил и работал в Сирии в должности главного врача г. Дамаска.
МУХАММЕД ТАГИ ТУФАРГАНЛЫ (умер в 1682 г)
Автор нескольких книг по медицине и философии, включая “Хашият аль-Идда» («Комментарии к Идде») и «Кешлюль» («Сума Дервиша»).
МУХАММЕД ХАКИМ АРДЕБИЛИ (умер в XVII вв)
Знаменитый врач из г. Ардебиля. Упоминается во многих исторических хрониках.
РУКНАДДИН МАСУД МАСИХИ (1579-1655)
Известный врач, ученый и автор стихов на азербайджанском языке. Отец Рукнаддина работал врачом в г. Тебризе в Южном Азербайджане. Сам Масихи служил придворным врачом шаха Аббаса в г. Исфахан. Затем шах и его врач рассорились и Рукнаддин переехал в индийский г. Агра, где прожил 20 лет, исполняя обязанности придворного врача при дворе султана Акбара, а затем султана Джахангира из династии Великих Моголов. Написал книгу «Забитат аль-Аладж» («Правила лечения»).
МУРТУЗА ГУЛУ ШАМЛУ (XVII-XVIII вв)
До нас дошла рукопись его книги «Хирга» («Мантия Дервиша», 1678 г), посвященная гинекологии и лечению половых заболеваний. Труд состоит из 29 глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. В качестве примера, приведем названия некоторых глав.
Глава I. О причинах бесплодия.
Глава II. О мазях, возбуждающих половое влечение.
Глава III. О возбуждающих лекарствах для внутреннего применения.
Глава IV. О лекарствах, уменьшающих половое влечение.
Муртуза Гулу был не только врачом, но крупным государственным деятелем. Он являлся представителем тюркского клана Шамлу, сыгравшего особую роль в истории Азербайджана. Начиная с эпохи шаха Исмаила Хатаи, клан Шамлу был основной опорой правившей Азербайджаном династии Сефевидов. Муртуза Гулу Шамлу был одним из сефевидских эмиров, и в 1678 г был назначен правителем одного из древних культурных центров Южного Азербайджана—г. Ардебиля.
ХАДЖИ СУЛЕЙМАН ИБН САЛМАН КАДЖАР ИРЕВАНИ (XVIII в).
К числу знаменитых азербайджанских врачей XVIII в относится Хаджи Сулейман ибн Салман Каджар Иревани, уроженец города Иревана (ныне Ереван). В то время город Иреван (в некоторых источниках - Ре-ван) входил в состав государства Сефевидов и являлся административным центром Чухур-Саадского беглярбекства (наместничества). Позже Иреван превратился в столицу самостоятельного Иреванского ханства. Этот город, в то время населенный в основном азербайджанцами, подарил нашему народу целую плеяду деятелей науки и культуры, к числу которых относится и Хаджи Сулейман ибн Салман Каджар Иревани, автор медицинского труда "Фаваид аль-Хикмет" ("Польза мудрости"). Хаджи Сулейман происходил из старинного тюркского рода Каджар, представители которого с конца XVIII по начало XX века занимали иранский престол, а также управляли многими ханствами Азербайджана. Многочисленные рукописи труда Хаджи Сулеймана Каджара Иревани хранятся не только в Баку, но и в Иране и Египте. Книга состоит из двух частей. В первой части приводится алфавитный перечень лекарственных средств с описанием их свойств, состава и методов приготовления. Вторая часть представляет собой толковый словарь средневековых фармацевтических терминов.
ХАСАН ИБН РЗА ШИРВАНИ (XVIII в).
Родился в Ширване—одной из северных провинций Азербайджана. Автор фармацевтического труда "Сирадж ат-тибб" ("Светоч медицины"). В этой книге приводятся рецепты сотен микстур, порошков и таблеток, применявшихся против самых различных заболеваний. Некоторые лекарства содержат по 50 и более компонентов— растений, минералов и средств животного происхождения.
МИРЗА ХАСАН ШИРВАНИ (XVIII в).
Знаменитый врач и руководитель клиники в г. Шемахе.
МУХАММЕД ЮСИФ ШИРВАНИ (XVIII-XVIII вв).
Придворный врач знатного ширванского вельможи Лютфали бека. До наших дней дошел переписанный им в 1711 или 1712 г средневековый труд "Тиббнаме" ("Медицинская книга"). Эта книга является поистине бесценным кладезем азербайджанской традиционной медицины. В этой краткой медицинской энциклопедии приводятся сведения по лечению практически всех известных в то время заболеваний. Положительной стороной книги является то, что она написана на простом и доступном широкому читателю азербайджанском языке.
АБУЛЬХАСАН МАРАГАИ (АЛЬ-МАРАГИ, XVIII в).
Талантливым врачом конца XVIII в был Абульгасан Марагаи, родившийся в городе Марага в Южном Азербайджане. До нас дошел его фундаментальный труд "Муалиджати мунфарида" («Исключительное лечение», 1775-1776 гг), в котором автор повествует о лечении почти всех известных в то время заболеваний и описывает сотни видов лекарственных растений.
АГА СЕЙИД АЛИ ТАБИБ ТЕБРИЗИ (1787-1898 гг).
Автор медицинских трудов «Ганун аль-аладж» (Правила лечения»), «Зад аль-мусафирин» («Припасы для путешественников»), «Рисалейи-Джизри» («Медицинский трактат»), «Джами аль-илал» («Полный перечень заболеваний»).