Здоровье - медицинский портал Азербайджана

2024-04-19

////

Ведущий медицинский интернет-сайт Баку

 Medical Media Azerbaijan

- Издается с 5 июня 2010 года-

 



 

 

 

ВЫ Находитесь: ГЛАВНАЯ Статьи о врачах и медицине Нефролог из Баку Эльнур Фараджев о проблемах трансплантологии

Нефролог из Баку Эльнур Фараджев о проблемах трансплантологии

Первая трансплантация органа от человека к человеку была произведена в 1933 году в Херсоне. В 50-е годы пересадка органов уже активно применялась в мировой медицинской практике. И, несмотря на то, что при многих смертельных заболеваниях трансплантация остается единственным средством спасения человеческой жизни, в Азербайджане первая подобная операция была проведена лишь в 2008 году. 

И даже сегодня, мы делаем лишь первые шаги в области трансплантологии. Мы публикуем краткое интервью с нефрологом Центральной больницы нефтяников, доктором медицинских наук Эльнуром Фараджевым.

- Насколько я знаю, в Азербайджане есть некоторые проблемы с законодательством в области трансплантации органов.

- У нас есть закон о трансплантации органов от 28 октября 1999 года, где вполне конкретно указаны все пункты: как должна производиться пересадка, от кого и при каких условиях. Кроме того, в законе предусмотрена и трупная трансплантация. Но, к сожалению, на данный момент в Азербайджане проводится трансплантация только от живых доноров. Что касается трупной трансплантации, это пока остается лишь на бумаге.

- Если говорить о пересадке органов от живых доноров, правда ли, что ими могут стать только родственники реципиента?

- Да, это так. Наш центр трансплантации принимает только родственников, потому что в законе есть пункт о том, что трансплантация должна проводиться исключительно на добровольных началах. То есть, не должно быть какой-то материальной заинтересованности или давления. Говоря иными словами, чтобы исключить возможность купли-продажи органов, черной трансплантологии и т.д. Фактически добровольное пожертвование органа возможно только среди родственников. Теоретически тут возможны исключения, если донор и реципиент, допустим, дружат с детства. Или кто-то работал вместе долгое время, к примеру, 10 или 15 лет, и эти люди могут принести справку, которая это подтвердит. Фактически же у нас проводятся только родственные пересадки.

- Кто конкретно, какие родственники могут стать донорами?

- Как родственники первой степени, браться, сестры, супруг, супруга, так и вторая степень родства - это двоюродные братья, сестры, тети и дяди. Орган это не просто какой-то материальный подарок, если кто-то и решит кому-то его пожертвовать, это будет очень близкий человек и, скорее всего, родственник. Конечно, бывают и исключения. На Западе часто бывает и такое: например, учитель дарит орган своему ученику, но у нас такого пока еще не было.

- Как вы оцениваете этот поступок? Решиться на то, чтобы стать донором, даже для очень близкого человека, наверное, нелегко? 

- Я считаю, что быть донором – это большая честь. У нас бывают случаи, когда отец или мать не решаются подарить свои органы собственным детям. Это не каждому дано. Я сравниваю донорство живого человека, с… Наверное, сравнить этих людей можно лишь добровольцами, которые идут на войну. С героями, которые идут защищать Родину.

- За границей люди могут завещать свои органы. У нас этого нет, и, насколько я понимаю, общество к этому абсолютно не готово…

- Наш центр основан в 2008 году. Трансплантацию почек активно ведем с 2010 года, а печени - с 2008-го. Последние 5 лет мы проводили различные форумы, у нас было несколько социологических опросов, и я бы не сказал, что наши люди не готовы к тому, чтобы завещать свои органы. Опросы среди населения показали, что 60 – 70% населения готовы подарить свои органы после смерти. Это только кажется, что у нас такой менталитет, у нас не получится.

- Но у нас же ужасно относятся, например, к посмертному вскрытию. Считается, что любые манипуляции с телом умершего противоречат религиозным канонам.

- Вскрытие – это другое. Люди просто не видят причины, по которой это необходимо сделать. В случае с трансплантацией речь идет о спасении жизни людей. Все должно быть во имя спасения человека. Если у кого-то есть сомнения религиозного характера, я вот, к примеру, уверен, что это – большой саваб. Ведь таким образом можно вернуть жизни нескольким людям. В Коране есть аят, в котором говорится, что если кто-то сохранил жизнь одному человеку, он сохраняет жизнь всей Вселенной. Если спасли молодого человека, у него могут родиться дети, внуки и т.д. То есть, ты вроде спасаешь одного, а если заглянуть на 300 лет вперед, ты можешь спасти тысячи людей. Это, конечно, не так просто объяснить. Вот в Турции, к примеру, уже порядка 10-15 лет ведут кампанию по трансплантации. И результаты, конечно, есть.

Во многих странах мира, при получении прав на вождение, при призыве на службу в армию, да и во многих других ситуациях гражданам предлагают заполнить анкету о завещании своих органов, если вдруг произойдет несчастный случай.

- И у нас такое возможно с законодательной точки зрения?

- Да, конечно, в законе все есть. - Что для этого нужно? Завещание? - Конечно, если человек подписал эту бумагу при жизни, родственникам легче пойти на такой шаг. Но завещание вовсе не обязательно. Тут необходимо отметить, что это не совсем трупные органы. Это - смерть мозга. Допустим, происходит автомобильная катастрофа, человека помещают в реанимационное отделение какой-то больницы и констатируют смерть мозга – это необратимый процесс. Это можно приравнять к смерти самого человека, просто сердце продолжает биться. Это подтверждается тремя специалистами – невропатологом, реаниматологом, нейрохирургом, после этого производится беседа с родственниками, и если они согласятся подарить органы этого человека тем, кто занесен в список ожидания, - там до семи органов: и почки, печень и легкие и кишечник, и сердце, поджелудочная железа, роговица глаза, - после этого вызывают хирургов, извлекают органы.

- Так что же мешает осуществлять забор органов у людей после смерти? Если это предусмотрено законом, да и люди совсем не против, в чем дело? Нет квалифицированных специалистов?

- На данный момент в нашей стране есть специалисты, которые могут произвести любую трансплантацию. И печени, и почек, и легких, и сердца. Загвоздка в организации процедуры производства трупной трансплантации. Закон есть, но нет процедуры, а не имея ее, реализовать закон невозможно.

- Какой процедуры?

- Для того чтобы в нашей стране был возможен забор донорских органов от умерших людей, необходимо выработать стратегию, процедуру, составить план, как это должно происходить. Трансплантология требует подготовки соответственного уровня методик деятельности. При каком-то государственном органе, к примеру, при Министерстве здравоохранения должен быть создан специальный комитет, контролирующий данный процесс. Координаторы, которые будут общаться с родственниками погибшего, должны пройти специальные тренинги, необходимо составить списки ожидания, по которым органы будут пересажены тем, кто больше в них нуждается. Кроме того, в этом деле очень важна гласность и открытость. Это все-таки лотерея, чтобы не возникало вопросов, таких как: почему ему, а не мне? А врачи, они просто выполняют техническую сторону. И они у нас есть. В основном, эти виды операций проводят медики, которые прошли обучение на Западе. 90% врачей обучались в Турции – остальные получили образование в Европе или Америке.

- Во сколько обходится операция?

- Трансплантация почек обходится в 12 тыс. манатов, операция по пересадке печени стоит 45 тыс. манатов. В нашем центре ежегодно проводятся приблизительно 50 пересадок почек, и 15 печени. А больных, конечно, намного больше. Реально мы можем производить около 250-230 операций по пересадке почек и около 100 – по трансплантации печени. Но, к сожалению, оплатить подобную операцию может далеко не каждый. А она возможна лишь на платной основе. Я мечтаю о том дне, когда у нас будет принята государственная программа по пересадке органов. Трансплантация должна производиться или за счет государства, или по обязательному медицинскому страхованию.

- Сколько в Азербайджане больных, принимающих гемодиализное лечение?

- Где-то 2000-3000 человек. Это маленькая цифра. По всему миру по статистике, на каждую тысячу человек приходится один гемодиализный больной. Соответственно, на 1 миллион человек приходится 1 тыс. больных. И цифра в 2000-3000 человек вовсе не означает, что у нас мало почечных больных.

- Что же происходит?

- Они просто не доживают до диализа. К тому же продолжительность жизни на диализе в Азербайджане очень низкая. Где-то 5-8 лет. Трансплантация органов – самая сложная сфера в медицине. Представьте себе, у какого-то человека извлекается орган и пересаживается другому.

 

по материалам сайта 1News

www.bakumedinfo.com

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: